АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование здоровых привычек у детей – важный аспект воспитания, который закладывает основу их физического и психического благополучия.
Создание новых полезных привычек – это сложный процесс, требующий времени и усилий. Для превращения действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важна правильная мотивация и удовлетворение как от результата, так и от самого процесса формирования привычки.
Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия («забывает» их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать. Это находит объяснение еще в учении И.П.Павлова об условных рефлексах. Великий физиолог показал, что образование новой условной связи зависит от «подкрепления», т.е. от последующего удовлетворения или неудовлетворения какой-либо потребности организма. Пользуясь этим понятием, можно утверждать, что и для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно «подкрепляется» в жизни ребенка.
В основу Марафона здоровых привычек положены идеи и принципы бихевиоризма (поведенческой психологии) в сочетании с современными актуальными подходами педагогики и психологии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель марафона: содействие формированию здоровых привычек у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• информировать младших школьников о роли ежедневных привычек в сохранении и укреплении здоровья;
• обучить методам закрепления здоровых привычек в повседневной жизни;
• развивать интерес к видам деятельности, способствующим укреплению физического и психического здоровья.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ, УЧАСТНИКИ
Мероприятия марафона проводятся на базе государственного учреждения образования «Лидский районный центр творчества детей и молодежи, детская комната по месту жительства «Дружба» (г. Лида, ул. Рыбиновского, 32).
Участники – дети младшего школьного возраста.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
Мероприятия марафона проводятся с сентября 2025 г. по май 2026 г. Программа каждого мероприятия марафона утверждается и согласовывается дополнительно.
ПРИНЦИПЫ И ХОД РЕАЛИЗАЦИИ
Мероприятия марафона разработаны с учетом принципов бихевиоризма:
1. Последовательность заданий от простых к сложным.
2. Стимулы в виде условных наград и достижений.
3. Расширение мотивации в виде выполнения практически полезных действий.
4. Положительное подкрепление стараний с помощью нестандартного, увлекательного формата занятий.
5. Закрепление результатов обучения по средствам реальной практики.
Каждое занятие марафона включает несколько обязательных этапов:
1. Введение в тему занятия – объяснение и демонстрация определенного действия (далее – привычки).
2. Работа по теме занятия – отработка действия в играх, упражнениях и т.п.
3. Обсуждение действия (привычки), поддержка в виде конструктивной обратной связи, направленная на повышение стремления к самосовершенствованию.
4. Домашнее задание – расширенная практика на закрепление результатов.
В марафоне применяется индивидуальный подход, с учетом личных интересов и физических особенностей участников.
Автор (ведущая) марафона психолог отдела общественного здоровья и социально-гигиенического мониторинга Лидского зонального ЦГЭ Каральчук Т.И.