мая
31
2023

Как женщин научили курить

Реклама, двигатель прогресса, механизм, развивавшийся вместе с экономическими отношениями человечества, особое проявление нашел именно в рыночной экономике, феномен «общества потребления» и его принципы сформировал Эрих Фромм в 1920:

«Маркетинговая революция кардинально меняет логику производства: прежде чем что-то произвести, надо обеспечить каналы сбыта. Потребитель превращается в рыночную силу, которую надо постоянно завоевывать».

К тридцатым годам двадцатого века в США курило огромное количество мужчин. В то время табак стал частью солдатских пайков фактически всех стран мира, позиционировался как средство от стресса. Американские табачные компании получали огромные госзаказы на поставки сигарет в армию, что, само собой, приносило немалые прибыли.

Эдвард Бернейс

После войны, в 1919 году в Нью-Йорке Эдвард Бернейс открывает собственную рекламную фирму. В своей практике Бернейс оглядывается на социологическую мысль Старого света. Работы Гюстава Лебона о психологии толпы он старается совместить с психоанализом своего дяди Зигмунда Фрейда:

«… психические характеристики группы отличаются от психических характеристик отдельного человека. Группа подчиняется импульсам и эмоциям, которые не могут быть объяснены с помощью наших знаний об индивидуальной психологии. Естественно, возник вопрос: если мы поймем механизм и мотивы группового сознания, не сумеем ли мы контролировать массы и управлять ими по собственному желанию и без их ведома? Практика пропаганды последних лет подтверждает: да, это возможно, по крайней мере, до определенного предела и в определенных границах.» Эдвард Бернейс. Пропаганда. 1923.

Вскоре после этого Бернейс получает от Нью-Йорк Таймс звание «Публицист номер один Америки». В 1920 году он организовывает первое в США издание трудов Фрейда. В 23-ем издает свою первую книгу «Кристаллизация общественного мнения» и преподает курс по связям с общественностью в Университете Нью-Йорка. В 28-ом выходит в свет его самое знаменитое творение — «Пропаганда». К тому времени Бернейс уже сотрудничал со многими известнейшими американскими брендами, в частности, в 1923 году он был приглашен в American Tobacco Company для работы с маркой Lucky Strike.

После Первой мировой войны, в США курила большая часть мужского населения. И хотя здравоохранительные организации и пытались донести до людей информацию о вреде курения, это не имело видимого успеха. Табачные компании получали огромные прибыли, но при этом весь рынок, фактически, уже был покрыт и им оставалась лишь конкуренция между собой. Новых просторов для сбыта не предвиделось.

Дело в том, что в начале двадцатого века в США для женин было некое табу на курение. Курящая женщина считалась вульгарной, если не развратной, подобное поведение крайне не одобрялось. В то время, над продвижением Lucky Strike работал один из величайших рекламщиков в истории США — Альберт Ласкер.

И однажды жизненная ситуация подсказала ему выход из положения: в виду порицания обществом, культурой, курящих женщин было очень мало, но женщины — это огромный рынок сбыта. Значит нужно изменить культуру, изменить общество. Лескар приступил к работе над изменением общественного мнения.

Именно для этой грандиозной компании и был приглашен Эдвард Бернейс, так как президент American Tobacco Company Джордж Хилл, считал что в маркетинг необходимо привнести новые, современные методы, над разработкой которых в то время и трудился Бернейс.

«Сознательное и научное манипулирование привычками и мнениями широких масс является важным элементом демократического общества». Эдвард Бернейс, «Пропаганда»

Первой задачей Лескара и Бернейса было убеждение общественности в том, что курение не только не опасно, но и полезно для здоровья. Но и не только это. Удар по общественному мнению шел с двух сторон. С одной стороны реклама Lucky Strike убеждала в полезности курения, с другой стороны она показывала красоту и элитарность этой привычки, опираясь на образы европейских женщин из высшего общества, где курение женщин практически не порицалось. В частности они апеллировали тем, что курение положительно сказывается на весе женщины и на общем тонусе организма. Кстати то же утверждение использовалось и для рекламы направленной на мужчин.

20679 врачей говорят, что курение незначительно вредно.
Курение спасает от ожирения.

Другая форма рекламы, как уже было сказано, опиралась на образ не просто красивой женщины, но женщины из высшего общества, ведущей красивую и свободную жизнь, в том числе звезд театра и кино. В дальнейшем эта мысль будет развита особо и сыграет решающую роль.

Марлен Дитрих

В продолжение своей компании, Lucky Strike начали поддержку феминистических движений, а так же использовали в рекламе образы известных женщин, ассоциировавшихся с женским движением равноправия. В 1929 году Эдвард Бернейс слышит от психоаналитика Абрахама Брилла, фразу, что для женщин сигарета — это «Факел Свободы»:

«Сегодня эмансипация женщин подавила многие из их женских желаний. Многие женщины теперь выполняют ту же работу, что и мужчины. Многие женщины не заводят детей. Женщины все больше походят на мужчин. Сигареты, которые приравниваются к мужскому кругу, для женщин становятся факелами свободы». Абрахам Брилл

В тот же год, на феминистский марш в Нью-Йорке, приуроченный к параду Пасхального Воскресенья, Бернейс нанимает несколько женщин для того, чтобы «зажечь факелы свободы». При этом он очень щепетильно отнесся к выбору кандидаток: «женщины должны быть стройны и красивы, но никак не ассоциироваться с моделями». Кроме того, в этой акции не должно было быть никакой видимой связи с American Tobacco Company. Бернейс убедил известную феминистку Рут Хейл, занятую подготовкой к маршу, призывать женщин к этому.

«Женщины! Зажгите свой факел свободы! Боритесь с еще одним сексистским табу!» Рут Хейл

Эта акция произвела настоящий фурор в Нью-Йорке, а через пару дней и по всей стране, когда новость распространилась. Еще ни разу женщины, тем более массово, не позволяли себе курить в открытую, на улице. Но на этом марше они пронесли свои «Факелы Свободы» по центральным улицам на глазах у тысяч человек и процесс пошел.

По данным Американской медицинской женской ассоциации в 1923 году женщины потребляли 5% сигарет, в 1929 году этот показатель увеличился до 12%, а в 1935 году доля сигарет, купленных женщинами, составила 18,1%. Этот показатель достиг своего пика в 33,3% в 1965 году и оставался на этом уровне до 1977 г.

В итоге, примерно за двадцать лет Эдвард Бернейс превратил сигареты и курение в обязательный атрибут эмансипированной женщины. И сделал Lucky Strike одной из самых известных марок сигарет не только в США, но и Европе. Каковы же были прибыли табачных компаний сейчас уже неизвестно, но стоит предположить, что весьма значительные.

Подготовила психолог Татьяна Каральчук

по материалам журнала «Психология» (https://t.me/psychologie)

                                          31.05.2023