15 марта – в Республике Беларусь отмечается День потребителя, который в 2023 году пройдет под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес».
В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес».
Ключевой проблемой, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос и подрывающей экономическое развитие, остаются недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман потребителей. Данная тема призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Справочно:
Программа совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 года № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Впервые всемирный День защиты прав потребителей отметили 15 марта 1983 года – через два десятилетия после исторической речи президента США Джона Ф.Кеннеди, в которой он провозгласил четыре основных права потребителей – на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
9 января 2002 года был принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
В соответствии со статьей 41 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные государственные органы, координирующая функция закреплена за Министерством торговли.
В соответствии с настоящим Законом любой потребитель имеет право на:
- просвещение в области защиты прав потребителей;
информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах);
- безопасность товаров (работ, услуг);
- свободный выбор товаров (работ, услуг);
- надлежащее качество товаров (работ, услуг);
- возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги);
- государственную защиту своих прав;
- общественную защиту своих прав;
- обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством, а также нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь.
При приобретении товаров в Интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя». Во избежание обмана при покупке товаров с использованием сети Интернет, необходимо обращать внимание, что в рекламе товаров, размещаемой на сайтах, должна содержаться гиперссылка на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. Информация о зарегистрированных в Торговом реестре Республики Беларусь Интернет-магазинах размещена на официальном сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь www.mart.gov.by
Подготовила врач-гигиенист (заведующий отделением) отделения гигиены питания Э.А. Рыхлицкая
13.03.2023