Лидского зонального центра гигиены и эпидемиологии

Проект «PROсебя»

Информационная карта и ПЛАН работы проекта на 2022-2024 гг.

Расширенное заседания совета директоров УДО

Практика реализации совместных профилактических проектов Лидского зонального ЦГЭ и Лидского районного центра творчества детей и молодежи была представлена участникам РАСШИРЕННОГО ЗАСЕДАНИЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Татьяна Каральчук, психолог: — Воспитательная ценность представленных проектов заключается в опосредованной профилактике негативных форм поведения и зависимостей у детей и подростков. В отличие от стандартных форм работы (информационные часы, лекции, беседы о вреде алкоголя, табака, наркотиков и т.д.) мероприятия проектов организованы в интерактивных формах: тренинги, мастер-классы, дидактические театры, квест-игры, на которых школьники обучаются способам выхода из сложных и конфликтных ситуаций, развивают необходимые в современном мире социальные компетенции, формируют мотивацию к творческому самовыражению и здоровому образу жизни, внедряют в повседневную жизнь интересные и креативные формы организации досуга как альтернативные вредным привычкам.

Областные СМИ о проекте

«В Лидском зональном центре гигиены и эпидемиологии разработан проект, направленный на профилактику аутоагрессивного поведения у подростков». Статья под таким названием опубликована на портале «Здоровый Гродно».

Мероприятия проекта

Деловая игра «Моя визитная карточка» организована для участников профилактического проекта «PROсебя»

«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление!» – эта цитата стала центральным поводом для обсуждения в ходе деловой игры, которая состоялась в детской комнате «Дружба» Лидского районного центра творчества детей и молодежи. На занятии с психологом ребята получили полезные знания о самопрезентации и закрепили их на практике.

Психологическая игра «Свой среди своих»

Квест-игра «Лабиринты общения»

Мастер-класс по психогимнастике «EQ-фитнес»

Заключительные занятия 5-го модуля проекта «PROсебя» состоялись в марте. На мероприятиях участники проекта, учащиеся 5«Б» класса средней школы №15 актуализировали свои знания и умения, относящиеся к эмоциональной сфере. Вместе с психологом Татьяной Каральчук ребята выполняли комплексы упражнений, направленные на коррекцию настроения, снятие мышечных зажимов, физического и психического напряжения. Психолог продемонстрировала подросткам простые техники для перехода от отрицательного состояния к ресурсному.

«Все эмоции нам нужны. Они не могут быть положительными или отрицательными. Положительным или отрицательным может быть способ их выражения!» – такое заключение сделали участники проекта.

Профилактическая игра «Черно-белый мир»

16 февраля участники проекта «PROсебя» приняли участие в профилактической игре «Черно-белый мир», организованной на базе детской комнаты по месту жительства «Дружба» РЦТДиМ.
Психолог Татьяна Каральчук рассказала подросткам как эмоции, которые они испытывают чаще всего, формируют их характер; что такое «черно-белое мышление», к чему оно приводит и как его изменить.
На протяжении всей игры у ребят было много задора, юмора и веселого настроения. Участники изготовили маску своего внутреннего мира, попробовали себя в роли театральных актеров, учились справляться со своими «темными» мыслями.
Полученный в ходе игры опыт позволит подросткам лучше понимать себя, осознавать свое место в мире, управлять своими мыслями и эмоциями, жить в гармонии со своим, не всегда простым, характером.

Практическое занятие «Азбука эмоций»

Эмоции: какие они бывают и для чего нужны? В этой важной для подростков теме разбирались ученики 5 «Б» класса на очередном занятии проекта «PROсебя» на базе детской комнаты «Дружба».
Вместе с психологом Татьяной Каральчук ребята погрузились в изучение очень сложного и многообразного мира – мира эмоций и чувств. Психолог рассказала школьникам о том, почему важно отслеживать и анализировать свои эмоции и как это делать, помогла расширить и углубить знания учащихся об основных проявлениях эмоций.
Участники проекта смогли протестировать различные способы оценки, измерения и фиксации своих эмоциональных реакций, проявить творческие способности в описании и распознавании собственных эмоций и эмоций других людей.

Дискуссионная программа «Желания, цели и мечты»

На занятии ребята развивали свои способности к постановке целей, формулированию желаний, познакомились с технологией формулирования цели по SMART, способом визуализации целей и желаний.
Выполняя упражнение «Мой вишлист», участники смогли составить собственный список целей на предстоящий год и выбрать средства для их достижения.
Арт-методика «Талисман исполнения желаний» отлично вписалась в контекст предстоящих новогодних и рождественских праздников, когда все от мала до велика, верят в начало новой жизни, дают себе обещания на год и, конечно, надеются, что их желания исполнятся.

Арт-кухня «Блюдо под названием «Я»

Целью мероприятия была диагностика и коррекция восприятия подростком себя.
С помощью простых инструментов: бумаги и цветных карандашей ребята смогли глубже погрузиться в свой внутренний мир, принять ресурсные и проблемные стороны собственной личности.
Творческая презентация участниками своих блюд способствовала развитию эмоционального и социального интеллекта, стабилизации самооценки.

Игровой тренинг «Путешествие в страну моего «Я»

Игровой тренинг «Путешествие в страну моего «Я» стал отправной точкой в реализации профилактического проекта «PROсебя». На первом занятии участники проекта (учащиеся 5Б класса средней школы №15 г. Лиды) смогли расширить знания и представления о себе.
Психолог Татьяна Каральчук рассказала подросткам о том, что такое темперамент, какие типы темперамента существуют и какие черты присущи людям с определенным темпераментом. С помощью простых проективных тестов ребята смогли лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны.
Также школьники узнали о том, что за индивидуальные особенности мышления человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, а у правшей – левое, и что рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Поэтому все участники с интересом выполняли упражнения для того, чтобы узнать какое полушарие является доминирующим у каждого из них.
В целом мероприятие способствовало развитию у подростков умений исследовать качества своей личности, раскрывать свой личностный потенциал.

Поисково-исследовательская лаборатория «Креативное решение проблем»

Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в жизни человека. В это время ребенок должен решить сложные задачи: научиться общаться с людьми за пределами своей семьи, самостоятельно строить отношения, найти свое место в группе сверстников, отстаивать свои интересы, разрешать конфликты.

     Поисково-исследовательская лаборатория «Креативное решение проблем», организована в рамках проекта «PROсебя» для учащихся 6 «Б» класса СШ №15 для того, чтобы обучить подростков пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей.

     На мероприятии учащиеся осваивали методы и стратегии, помогающие активизировать творческое мышление и повысить его продуктивность. Выполняя упражнения, подростки поняли, что креативность – это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных ситуациях.

Креатив-бой «Вся жизнь – открытая задача» состоялся в рамках проекта «PROсебя»

Это увлекательное интеллектуальное соревнование, в котором в качестве заданий предлагались творческие, изобретательские, исследовательские и социальные задачи открытого типа. Идеи участников были разнообразными, как очевидными, так и оригинальными. А главный вывод, к которому пришли учащиеся – нет безвыходных ситуаций, просто иногда стоит посмотреть на проблему под другим углом! 

     «Вся жизнь – открытая задача. Решай и ждет тебя удача!» – такими словами завершила мероприятие автор проекта психолог Татьяна Каральчук.