Лидского зонального центра гигиены и эпидемиологии

    Так уж совпало, что 1 марта ассоциируется не только с началом весны и радужными ожиданиями обновлений в природе. Этот день также отмечен в международном календаре как День борьбы с наркотиками.

 Просматривая данные о ситуации с наркоманией в Беларуси, меня просто поразили масштабы проблемы. За последнее десятилетие в нашей стране в семь раз увеличилось количество наркозависимых. Большинство зарегистрированных наркоманов — в возрасте 20-40 лет. В последнее время почти в 15 раз увеличилось число пациентов наркодиспансеров моложе 15 лет. Зарегистрированы случаи, когда в помощи специалистов нуждались даже восьмилетние дети.

Парадоксально, но такая ситуация в республике складывается на фоне активизации работы правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и образования, активной профилактической работы. На сегодняшний день реализованы уже десятки антинаркотических программ, проведены сотни акций, бесед, семинаров… Тем не менее,  молодые люди продолжают попадать во власть страшной зависимости.  Почему?
Одной из значимых причин, мне видится то, что упускается благоприятный период для антинаркотического воспитания детей. Чаще всего оно начинается в подростковом возрасте, когда влияние взрослых ослабевает, и значимым лицом для подростка становится сверстник. А должно, на мой взгляд, начинаться в дошкольном возрасте, когда влияние взрослых, и особенно родителей, наиболее сильно. Но здесь встает еще один вопрос: родители к антинаркотическому воспитанию, в большинстве своем, не готовы, а ведь именно они обязаны научить своих чад строить отношения с окружающими, чтобы возможностей у детей получить от них поощрение было больше. Через поощрение, по мнению многих исследователей, и формируется привязанность ребенка к родителям, к мнению которых он станет прислушиваться в подростковом и в юношеском возрасте. Вот почему так важно научить самих родителей психологически грамотно поощрять детей.
Что касается школьной программы антинаркотического воспитания детей, она должна строиться на формировании свободной, критичной личности, способной успешно адаптироваться к внешним обстоятельствам жизни и изменениям в себе самих. Чем бы ни определялось поведение школьника — собственными ценностями, переживанием стресса, давлением средств массовой информации или влиянием сверстников, ребенок должен сам позволять или не позволять себе быть под влиянием всего этого. Другими словами, свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Это достигается целенаправленной и длительной воспитательной работой. Занятия должны посвящаться проблемам осознания ценностей, построению самоуважения, навыкам распознавания чувств, управления собой в состоянии стресса, решения конфликтов, умения настаивать на своем. В результате обучения владению собой и обстоятельствами появляется возможность сделать свободный выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им «нет».
Предоставление ребенку возможностей выбора, признание альтернатив в отношении к психоактивным веществам влечет за собой необходимость принятия ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки. Поэтому в программах большую часть времени должно занимать обучение принятию решений и формированию понимания возможных последствий тех или иных поступков.
Тем же, кто ратует за информационный подход в антинаркотическом воспитании молодежи, хочется сказать, что результат такой работы зависит не от количества встреч и бесед, и не от числа юношей и девушек, охваченных антинаркотической пропагандой. Результат зависит  от источника информации, т.е. от кого исходят предостережения. Для подростков всегда более убедительны лидеры групп сверстников, чем увещевания педагогов, родителей и сотрудников правоохранительных органов, которые, зачастую, не владеют способностями убеждать, и используют метод запугивания, вызывая у молодых людей внутренний протест.
Серьезным источником информации для учащихся могли бы стать приглашенные на встречу реабилитанты, сумевшие сказать наркотикам «нет», готовые к откровенному диалогу в молодежной аудитории. Искренность, креативность, спонтанное открытое поведение, эмпатическое слушание, доброжелательные встречи, неочевидное влияние – вот, как мне кажется, что нужно для успеха дела!
Нам, специалистам, призванным осуществлять первичную профилактику наркопотребления, надо иметь в виду, что только формированием страха, только формальным информированием от наркомании не избавиться. Необходимо изменить ложные представления учащихся о том, что сверстники их одобрят, если они употребят наркотики, что многие сверстники сами их употребляют, что «легкие наркотики не страшны», а «наркомания излечима». Нужно каждого ребенка научить говорить «нет» в ситуации, когда наркотик предлагают попробовать, изготовить, передать или продать. Это очень кропотливая работа, но она того стоит, ведь на кону жизнь и здоровье детей!

 Автор: Татьяна Каральчук

01.03.2016